ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1-й год обучения (34 ч)
Правила
поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать
компьютер? (2
ч)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в
кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером.
Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
Развитие
внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6
ч)
Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо,
влево. Курсор.
Введение в
логику (26 ч)
Решение задач на развитие внимания. Понятие
множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск
"лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака
предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление
закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и
конструирование.
В
результате обучения учащиеся должны:
- знать правила поведения в
компьютерном классе;
- знать основные сферы
применения компьютеров;
- уметь ориентироваться на
клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз", "вправо", "влево";
- уметь точно выполнять
действия под диктовку учителя;
- уметь проводить анализ при
решении логических задач;
- иметь понятие о
множестве;
- уметь приводить примеры множеств предметов и
располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема
понятий;
- уметь находить общий признак
для группы предметов;
- знать понятие существенного
признака предмета;
- уметь выделять существенный
признак предмета и группы предметов;
- уметь выявлять закономерности в расположении
предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных
закономерностей;
- уметь предлагать несколько
вариантов "лишнего предмета" в группе однородных
предметов;
- уметь конструировать фигуру
из ее частей по представлению;
- уметь разделять фигуру на
заданные части по представлению;
- уметь использовать повороты при решении логических
задач и при работе с прикладными программами;
- иметь представление о
различных формах курсора;
- знать назначение клавиш
Enter, BackSpace, пробел;
- использовать клавиатуру и мышь при работе с
прикладными программами из ППП "Страна Фантазия" - 1-й год
обучения;
- уметь управлять объектами на
экране монитора.
2-й год обучения (34 ч)
Повторение
изученного материала (3 ч)
Правила поведения и техника безопасности в
компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных
компьютеров. Решение задач на
развитие внимания. Игра Никитиных на развитие внимания. Решение логических
задач.
Введение в
логику (31 ч)
Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия
"симметрия". Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические
концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и
математика. Понятие "массив". Работа с массивами. Введение понятия присваивания.
В результате обучения учащиеся
должны:
- знать и уметь рассказывать
правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные сферы
применения компьютеров;
- знать основные устройства
компьютера;
- уметь решать задачи,
связанные с анализом исходных данных;
- уметь выделять признак, по
которому произведена классификация предметов;
- уметь находить закономерности в ряде предметов и
продолжать этот ряд с учетом
выявленной закономерности;
- уметь давать полные ответы и
аргументировать свои выводы;
- иметь представление о понятии
симметрии и видах осей симметрии;
- уметь строить симметричные изображения простых
геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;
- уметь получать вариативные
решения;
- уметь строить несложные
паркеты;
- уметь делать правильные
умозаключения и аргументировать свои выводы;
- уметь выявлять
причинно-следственные связи;
- уметь решать задачи с
неопределенным ответом;
- знать понятие отрицания и
уметь использовать математическую запись отрицания;
- знать понятие "массив", уметь
приводить примеры массивов;
- знать операцию
присваивания;
- уметь заполнять массивы с
использованием операции присваивания;
- уметь работать с несколькими
массивами;
- уметь делать выбор в режиме
"меню" и управлять объектами на экране монитора;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с
прикладными программами из ППП "Страна Фантазия - 2 год
обучения".
3-й год обучения (34 ч)
Повторение
изученного материала (3 ч)
Техника безопасности. Краткая история развития
вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы
применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы "Введение в
логику".
Понятие
информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (31 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы
передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача
информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний.
Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по
порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью
криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную
логику.
В конце третьего года обучения
учащиеся должны:
- знать правила поведения в
компьютерном классе;
- знать назначение основных
устройств компьютера и основные сферы применения
компьютеров;
- знать понятие
"информация";
- знать виды информации,
способы передачи и получения информации, свойства информации;
- уметь приводить примеры,
отражающие свойства информации;
- знать способы хранения
информации и организацию хранения информации;
- знать понятие "информационный
носитель";
- знать назначение баз знаний,
уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;
- уметь кодировать и декодировать информацию с
помощью алфавита, пронумерованного
по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью
слоговой таблицы; с помощью криптограмм;
- иметь представление о
способах решения задач с неполной информацией;
- уметь выделять истинные и
ложные высказывания;
- уметь делать выводы из пары
посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;
использовать слова-связки для построения
сложных высказываний;
- уметь использовать повороты
при работе с прикладными программами;
- уметь вводить информацию с
клавиатуры при работе с ППП "Страна Фантазия - 3 год
обучения".
4-й год обучения (34 ч)
Повторение
изученного материала (2 ч)
Техника безопасности. Понятие "информация", свойства
информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование
информации.
Алгоритмы
и исполнители (32 часа)
Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов.
Линейные алгоритмы. Алгоритмы в
математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по
блок-схемам. Игра "Фокусы с числами". Алгоритмический язык стрелок. Линейные
алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов.
Исполнитель "Колобок" на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант
"«Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости.
В конце четвертого года обучения
учащиеся должны:
- знать правила поведения в
компьютерном классе;
- знать понятия: алгоритм,
исполнитель, блок-схема;
- уметь производить вычисления
по блок-схеме алгоритма;
- знать систему команд алгоритмического языка
стрелок;
- уметь получать различные
варианты решения для одной и той же задачи;
- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы,
алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя
Колобка;
- уметь выполнять и составлять
алгоритмы для исполнителя "Колобок
на линейке".
- иметь представление о координате точки и координатной
плоскости;
- уметь работать на
координатной плоскости с положительными и отрицательными
числами;
- уметь использовать клавиатуру
и мышь при работе с ППП "Страна Фантазия" - 4 год
обучения.
5-й год обучения (34 ч)
Повторение
изученного материала (2 ч)
Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Линейные
алгоритмы. Разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Алгоритмы
и исполнители (6 ч)
Знакомство с исполнителем Колобком на шахматном поле.
Линейные, циклические и алгоритмы с ветвлением для исполнителя Колобка.
Знакомство
с компьютером (8 ч)
Человек и компьютер. Что может компьютер? Типы
персональных компьютеров. Базовый комплект персонального компьютера. Устройства
ввода. Устройства вывода. Устройства, предназначенные для передачи данных на
расстояние. Процессор и внутренняя память компьютера. Внешняя память компьютера.
Устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации.
Практические работы в текстовом редакторе –
осваивание приемов печати текстов на клавиатуре персонального компьютера
«вслепую» десятипальцевым методом.
Текстовый
редактор (10 ч)
Назначение и основные понятия текстового редактора.
Правила набора текстов. Приемы редактирования текстов. Проверка орфографии.
Контекстный поиск и замена. Сохранение и считывание текста - работа с файлами.
Работа с фрагментами текста. Работа со шрифтами. Форматирование текстов. Вставка
таблиц и печать текстов. Работа над творческим заданием.
Введение в
моделирование (8 ч)
Знакомство с моделированием. Классификация моделей.
Графические информационные модели. Повторение и закрепление изученного
материала.
В конце
пятого года обучения учащиеся должны:
-
знать правила поведения в
компьютерном классе;
-
знать понятия алгоритма,
исполнителя, знать виды и способы записи алгоритмов;
-
знать основные характеристики
исполнителя Колобка на шахматном поле;
-
уметь выполнять и составлять
линейные, циклические и алгоритмы с ветвлениями для исполнителя Колобка на
шахматном поле;
-
иметь представление о том, как
человек получает, обрабатывает и хранит информацию;
-
знать назначение компьютеров и
компьютерных программ;
-
знать типы персональных
компьютеров и состав базового комплекта персонального
компьютера;
-
знать устройства ввода и вывода,
хранения и обработки информации;
-
иметь первоначальные навыки
работы на клавиатуре персонального компьютера «слепым» десятипальцевым
методом;
-
знать назначение и основные
понятия текстового редактора,
-
уметь использовать основные
приемы редактирования текстов;
-
уметь производить орфографический
контроль и осуществлять контекстный поиск и замену;
-
знать понятие
файла;
-
уметь сохранить текст и считать
его из файла;
-
уметь работать с фрагментами
текста;
-
знать и уметь использовать приемы
работы со шрифтами;
-
знать и уметь использовать приемы
форматирования текстов;
-
знать и уметь использовать приемы
вставки таблицы в текст;
-
уметь использовать полученные
знания и навыки работы в текстовом редакторе при работе над творческими
заданиями;
-
уметь распечатывать тексты на
принтере;
-
иметь представление о
моделировании; о классификации моделей по области использования, о графических
информационных моделях.
-
уметь использовать текстовый
редактор для построения вербальных моделей.
6-й год обучения (34 ч)
Повторение
изученного материала (1 ч)
Техника безопасности. Основные устройства
компьютера.
Информация. Единицы измерения информации. Количество
информации (4 ч)
Понятие информации. Единица измерения информации.
Количество информации - бит. Более крупные единицы измерения информации.
Знакомство
с интегрированной средой Qbasic. Оператор Print (3 ч).
Знакомство с интегрированной средой Qbasic. Оператор
Print.
Графика
Qbasicа (12 ч)
Введение. Основные понятия. Подготовка графического
экрана. Рисование точек и линий. Закрашивание замкнутой области. Рисование
прямоугольников. Рисование и закрашивание окружностей и эллипсов. Подпись
рисунков. Работа над творческим заданием. Понятие переменной величины.
Знакомство с командой цикла. Использование циклов для вывода рисунков на экран.
Организация движения точек, линий и других фигур на экране монитора.
Графический редактор (14 ч)
Назначение графических редакторов. Знакомство с
графическим редактором. Работа с инструментами лупа, линия, распылитель.
Сохранение рисунка. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами
рисунка. Копирование фрагментов рисунка. Работа с фрагментами рисунка, повороты,
наклоны, измерение размеров. Рисование орнаментов. Подпись рисунков. Работа над
творческим заданием.
В конце
шестого года обучения учащиеся должны:
- знать назначение основных
устройств компьютера;
- знать понятие информации,
единицы измерения информации;
- уметь осуществлять перевод между различными
единицами измерения информации;
- уметь подсчитывать
информационный объем текстов и картинок;
- знать основные приемы работы
в интегрированной среде Qbasic;
- уметь вводить простые
программы, содержащие тексты;
-
знать основные арифметические операции
и уметь вводить простые программы на вычисления
арифметических
действий;
- знать режимы работы монитора
и понятие пикселя;
- знать основные операторы
графики;
- уметь рисовать на экране монитора точки, линии,
прямоугольники, круги и эллипсы, закрашивать замкнутые области рисунка,
подписывать рисунки;
- знать понятие переменной
величины и цикла;
- уметь использовать циклы для вывода рисунков на
экран монитора и организации движения точек, линий и других фигур на экране
монитора;
- уметь записывать программу на
диск и загружать ее с диска в память компьютера;
- знать назначение графических
редакторов;
- иметь представление о способах записи графической
информации в компьютер и о разрешающей способности экрана;
- знать элементы экрана
графического редактора;
- уметь использовать основные
инструменты для построения рисунков;
- уметь сохранять рисунок на
диске и загружать его с диска;
- уметь работать с фрагментами рисунка, используя
копирование, повороты, наклоны, изменение размеров;
- уметь подписывать
рисунки.
7-й год обучения (34 ч)
Повторение изученного материала (1 ч)
Техника безопасности. Повторение
изученного материала.
Информация. Информационные процессы. (4 ч)
Информация и окружающий мир. Понятие информации,
свойства информации. Информационная деятельность человека. Информационные
процессы в природе, обществе и технике. Информация и управление. Замкнутые и
разомкнутые системы управления, назначение обратной связи.
Представление информации. Единицы измерения
информации (3 ч)
Язык – знаковая система представления информации.
Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. Скорость
информационного обмена.
Компьютер
(5 ч)
Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Основные характеристики процессора ПК. Организация и основные характеристики
памяти компьютера. Внешняя память компьютера. Основные носители информации, их
важнейшие характеристики. Устройства ввода-вывода информации. Программное
обеспечение компьютеров.
Кодирование числовой и символьной информации (4
ч)
Представление числовой информации с помощью систем
счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другие. Кодирование
символьной информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Интегрированная среда Qbasic. Числовые и
символьные величины. Символьные функции (9 ч)
Числовые и символьные величины в Бейсике. Оператор
ввода данных с клавиатуры. Использование символьных переменных для организации диалога. Операция конкатенации.
Символьные функции в Бейсике: мid$, instr , string$, Str$,
val,
oct$,
hex$ .Задачи
для самостоятельного
решения.
Технология
обработки текста ( 8 ч)
Текстовые
редакторы. Основные понятия. Первое знакомство с текстовым редактором. Ввод
текста, сохранение, считывание, форматирование. Редактирование, перемещение и
копирование фрагментов текста.
Повторение пройденного материала.
В конце
седьмого года обучения учащиеся должны:
- приводить примеры получения, передачи и обработки
информации в деятельности человека,
живой природе, обществе, технике;
- иметь представление об информационных основах
процессов управления;
- знать функции языка как способа представления
информации;
- знать основные единицы измерения
информации;
- решать задачи на определение количества
информации;
- знать общую функциональную схему
компьютера;
- знать назначение и основные характеристики устройств
компьютера;
- знать назначение программного обеспечения
компьютера;
- объяснять принципы кодирования
информации;
- знать особенности и преимущества двоичной формы
представления информации;
- иметь представление о кодировании символьной
информации;
- знать основные приемы работы
в интегрированной среде Qbasic;
- уметь использовать символьные функции при решении
простых задач;
- уметь применять текстовый редактор для набора,
редактирования и форматирования текстов.