ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1-й год обучения (34 ч)

 

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер?  (2 ч)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

 

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6 ч)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

 

Введение в логику (26 ч)

Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.

 

В результате обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз",  "вправо", "влево";

- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;

- уметь проводить анализ при решении логических задач;

- иметь понятие о множестве;

- уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

- уметь находить общий признак для группы предметов;

- знать понятие существенного признака предмета;

- уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;

- уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

- уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;

- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;

- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;

- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

- иметь представление о различных формах курсора;

- знать назначение клавиш Enter, BackSpace, пробел;

- использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия" - 1-й год обучения;

- уметь управлять объектами на экране монитора.

2-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (3 ч)

Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение  задач на развитие внимания. Игра Никитиных на развитие внимания. Решение логических задач.

 

 

Введение в логику (31 ч)

Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие "массив". Работа с массивами. Введение понятия присваивания.

 

   В результате обучения учащиеся должны:

- знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе;

- знать основные сферы применения компьютеров;

- знать основные устройства компьютера;

- уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

- уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов;

- уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд  с учетом выявленной закономерности;

- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;

- иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии;

- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;

- уметь получать вариативные решения;

- уметь строить несложные паркеты;

- уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;

- уметь выявлять причинно-следственные связи;

- уметь решать задачи с неопределенным ответом;

- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;

- знать понятие "массив", уметь приводить примеры массивов;

- знать операцию присваивания;

- уметь заполнять массивы с использованием операции присваивания;

- уметь работать с несколькими массивами;

- уметь делать выбор в режиме "меню" и управлять объектами на экране монитора;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения".

 

3-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (3 ч)

Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы "Введение в логику".

 

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация  (31 ч)

Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке;  с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику.

 

   В конце третьего года обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров;

- знать понятие "информация";

- знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации;

- уметь приводить примеры, отражающие свойства информации;

- знать способы хранения информации и организацию хранения информации;

- знать понятие "информационный носитель";

- знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базы знаний;

- уметь кодировать и декодировать информацию с помощью алфавита,  пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм;

- иметь представление о способах решения задач с неполной информацией;

- уметь выделять истинные и ложные высказывания;

- уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания;

  использовать слова-связки для построения сложных высказываний;

- уметь использовать повороты при работе с прикладными программами;

- уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП "Страна Фантазия - 3 год обучения".

 

 

4-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (2 ч)

Техника безопасности. Понятие "информация", свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации.

 

Алгоритмы и исполнители (32 часа)

Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы  в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра "Фокусы с числами". Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель "Колобок" на линейке. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "«Расположи предмет". Алгоритмы работы на координатной плоскости.

 

   В конце четвертого года обучения учащиеся должны:

- знать правила поведения в компьютерном классе;

- знать понятия: алгоритм, исполнитель, блок-схема;

- уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма;

- знать систему команд  алгоритмического языка стрелок;

- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

- уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя Колобка;

- уметь выполнять и составлять алгоритмы  для исполнителя "Колобок на линейке".

- иметь представление  о координате точки и координатной плоскости;

- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;

- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП "Страна Фантазия" - 4 год обучения.

 

5-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (2 ч)

Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся и циклические алгоритмы.

Алгоритмы и исполнители (6 ч)

Знакомство с исполнителем Колобком на шахматном поле. Линейные, циклические и алгоритмы с ветвлением для исполнителя Колобка.

Знакомство с компьютером (8 ч)

Человек и компьютер. Что может компьютер? Типы персональных компьютеров. Базовый комплект персонального компьютера. Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства, предназначенные для передачи данных на расстояние. Процессор и внутренняя память компьютера. Внешняя память компьютера. Устройства ввода, вывода, хранения и обработки информации.

Практические работы в текстовом редакторе – осваивание приемов печати текстов на клавиатуре персонального компьютера «вслепую» десятипальцевым методом.

Текстовый редактор (10 ч)

Назначение и основные понятия текстового редактора. Правила набора текстов. Приемы редактирования текстов. Проверка орфографии. Контекстный поиск и замена. Сохранение и считывание текста - работа с файлами. Работа с фрагментами текста. Работа со шрифтами. Форматирование текстов. Вставка таблиц и печать текстов. Работа над творческим заданием.

 

Введение в моделирование (8 ч)

Знакомство с моделированием. Классификация моделей. Графические информационные модели. Повторение и закрепление изученного материала.

В конце пятого года обучения учащиеся должны:

-          знать правила поведения в компьютерном классе;

-          знать понятия алгоритма, исполнителя, знать виды и способы записи алгоритмов;

-          знать основные характеристики исполнителя Колобка на шахматном поле;

-          уметь выполнять и составлять линейные, циклические и алгоритмы с ветвлениями для исполнителя Колобка на шахматном поле;

-          иметь представление о том, как человек получает, обрабатывает и хранит информацию;

-          знать назначение компьютеров и компьютерных программ;

-          знать типы персональных компьютеров и состав базового комплекта персонального компьютера;

-          знать устройства ввода и вывода, хранения и обработки информации;

-          иметь первоначальные навыки работы на клавиатуре персонального компьютера «слепым» десятипальцевым методом;

-          знать назначение и основные понятия текстового редактора,

-          уметь использовать основные приемы редактирования текстов;

-          уметь производить орфографический контроль и осуществлять контекстный поиск и замену;

-          знать понятие файла;

-          уметь сохранить текст и считать его из файла;

-          уметь работать с фрагментами текста;

-          знать и уметь использовать приемы работы со шрифтами;

-          знать и уметь использовать приемы форматирования текстов;

-          знать и уметь использовать приемы вставки таблицы в текст;

-          уметь использовать полученные знания и навыки работы в текстовом редакторе при работе над творческими заданиями;

-          уметь распечатывать тексты на принтере;

-          иметь представление о моделировании; о классификации моделей по области использования, о графических информационных моделях.

-          уметь использовать текстовый редактор для построения вербальных моделей.

 

 

 

6-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (1 ч)

Техника безопасности. Основные устройства компьютера.                     

 

Информация. Единицы измерения информации. Количество информации (4 ч)

Понятие информации. Единица измерения информации. Количество информации - бит. Более крупные единицы измерения информации.

 

Знакомство с интегрированной средой Qbasic. Оператор Print (3 ч).

Знакомство с интегрированной средой Qbasic. Оператор Print.

 

Графика Qbasicа (12 ч)

Введение. Основные понятия. Подготовка графического экрана. Рисование точек и линий. Закрашивание замкнутой области. Рисование прямоугольников. Рисование и закрашивание окружностей и эллипсов. Подпись рисунков. Работа над творческим заданием. Понятие переменной величины. Знакомство с командой цикла. Использование циклов для вывода рисунков на экран. Организация движения точек, линий и других фигур на экране монитора.

 

Графический редактор (14 ч)

Назначение графических редакторов. Знакомство с графическим редактором. Работа с инструментами лупа, линия, распылитель. Сохранение рисунка. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами рисунка. Копирование фрагментов рисунка. Работа с фрагментами рисунка, повороты, наклоны, измерение размеров. Рисование орнаментов. Подпись рисунков. Работа над творческим заданием.        

 

В конце шестого года обучения учащиеся должны:

- знать назначение основных устройств компьютера;

- знать понятие информации, единицы измерения информации;

- уметь  осуществлять перевод между различными единицами измерения информации;

- уметь подсчитывать информационный объем текстов и картинок;

- знать основные приемы работы в интегрированной среде Qbasic;

- уметь вводить простые программы, содержащие тексты;

- знать основные арифметические операции  и уметь вводить простые программы на вычисления

   арифметических действий;

- знать режимы работы монитора и понятие пикселя;

- знать основные операторы графики;

- уметь рисовать на экране монитора точки, линии, прямоугольники, круги и эллипсы, закрашивать замкнутые области рисунка, подписывать рисунки;

- знать понятие переменной величины и цикла;

- уметь использовать циклы для вывода рисунков на экран монитора и организации движения точек, линий и других фигур на экране монитора;

- уметь записывать программу на диск и загружать ее с диска в память компьютера;

- знать назначение графических редакторов;

- иметь представление о способах записи графической информации в компьютер и о разрешающей способности экрана;

- знать элементы экрана графического редактора;

- уметь использовать основные инструменты для построения рисунков;

- уметь сохранять рисунок на диске и загружать его с диска;

- уметь работать с фрагментами рисунка, используя копирование, повороты, наклоны, изменение размеров;

- уметь подписывать рисунки.

 

7-й год обучения (34 ч)

 

Повторение изученного материала (1 ч)

   Техника безопасности. Повторение изученного материала.

 Информация. Информационные процессы.  (4 ч)

Информация и окружающий мир. Понятие информации, свойства информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы в природе, обществе и технике. Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи.

 

Представление информации. Единицы измерения информации (3 ч)

Язык – знаковая система представления информации. Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. Скорость информационного обмена.

 

Компьютер (5 ч)

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Основные характеристики процессора ПК. Организация и основные характеристики памяти компьютера. Внешняя память компьютера. Основные носители информации, их важнейшие характеристики. Устройства ввода-вывода информации. Программное обеспечение компьютеров.

 

Кодирование числовой и символьной информации (4 ч)

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другие. Кодирование символьной информации в компьютере. Кодовые таблицы.

 

  

 Интегрированная среда Qbasic. Числовые и символьные величины. Символьные функции (9 ч)

Числовые и символьные величины в Бейсике. Оператор ввода данных с клавиатуры. Использование  символьных переменных для  организации  диалога. Операция конкатенации. Символьные функции в Бейсике: мid$, instr , string$, Str$,  val,  oct$,  hex$ .Задачи  для  самостоятельного решения.

 

Технология обработки текста ( 8 ч)

Текстовые редакторы. Основные понятия. Первое знакомство с текстовым редактором. Ввод текста, сохранение, считывание, форматирование. Редактирование, перемещение и копирование  фрагментов текста. Повторение  пройденного  материала.

 

В конце седьмого года обучения учащиеся должны:

-   приводить примеры получения, передачи и обработки информации  в деятельности человека, живой природе, обществе, технике;

-   иметь представление об информационных основах процессов управления;

-   знать функции языка как способа представления информации;

-   знать основные единицы измерения информации;

-   решать задачи на определение количества информации;

-   знать общую функциональную схему компьютера;

-   знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;

-   знать назначение программного обеспечения компьютера;

-   объяснять принципы кодирования информации;

-   знать особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

-   иметь представление о кодировании символьной информации;

- знать основные приемы работы в интегрированной среде Qbasic;

-   уметь использовать символьные функции при решении простых задач;

-   уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов.

Хостинг от uCoz