ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ опыта преподавания курса информатики
показывает, что этот курс можно и нужно
вводить для изучения школьниками с младших классов. Основная цель такого
курса в начальной школе - это как
можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески
работать в современном
информационном мире.
Общеизвестен тот факт, что ребенок, обладающий
развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет
легко усваивать школьную программу - вот та посылка, которая была взята в основу при разработке курса
"Первые шаги в мире информатики". Ученые-психологи отмечают, что для человека в
жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько
развитое мышление. Причем некоторые структуры мышления (например, логическое
мышление) оптимально формировать в возрасте 5-12 лет. Поэтому авторы видят курс
информатики для начальной школы (1-й – 4-й годы обучения) как развивающий курс,
формирующий логическое и алгоритмическое мышление, развивающий внимание, память.
На пятом и шестом годах обучения продолжается
формирование устойчивых навыков логического, алгоритмического и
пространственного мышления, формируются устойчивые навыки владения клавиатурой и
мышью, учащиеся осваивают текстовый редактор, интегрированную среду QBASIC и
графический редактор.
Пятый и шестой годы обучения базируются на знаниях и
умениях, полученных учащимися в начальной школе, но могут быть использованы и
как отдельные модули в процессе обучения информатике в среднем
звене.
7-й год обучения (информация, устройства ПК, работа с символьными величинами,
текстовый редактор) является логическим продолжением курса "Первые шаги в мире
информатики" и включает в себя некоторые темы следующих разделов «Обязательного
минимума содержания образования по информатике»: Информация; Информационные
процессы; Представление информации; Компьютер; Технология обработки
текста.
В состав курса входят «Уроки по LOGO», которые могут быть использованы на факультативных
занятиях при изучении интегрированной среды LOGO или могут быть использованы отдельным модулем в
процессе обучения информатике в среднем звене.
Курс "Первые шаги в мире информатики" рассчитан для
преподавания в общеобразовательной школе с 1 по 6-й класс для учащихся,
занимавшихся в начальной школе по программе 1-4, и представляет собой
учебно-методический комплекс, который включает в себя:
-
программную поддержку для каждой темы (ППП "Страна Фантазия" 1- 4 годы обучения)
и описание
работы с программами, интегрированную
среду QBASIC, текстовый и графический редактор;
- рабочую тетрадь ученика, самостоятельные и
контрольные работы в 2-х вариантах;
- методическое пособие для
учителя.
7-й год обучения (информация, устройства ПК, работа с
символьными величинами, текстовый редактор) может быть использован и как
отдельный модуль в процессе обучения информатике в среднем звене. Опорный
конспект 7-го обучения содержит отдельную вкладку – самостоятельные и
контрольные работы в двух вариантах.
Преподавание построено в соответствии с принципами
науки валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится
физкультминутка, за компьютером дети работают 8 - 10 минут (1-й класс), 10 - 15
минут (2 – 4-й классы), 15 - 20 минут (5 – 7-й классы) и сразу после работы за
компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические
упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная
структура урока:
1. Организационный момент (1-2
мин.)
2. Разминка. Короткие
логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5
мин.)
3. Проверка Д.З. (3 - 4
мин.)
4. Объяснение нового материала или фронтальная работа
по решению новых задач, работа в тетрадях (10-12 мин.)
5. Физкультминутка (1
мин.)
6. Выдача Д/З с комментариями
(2-3 мин.)
7. Работа за компьютером (8 -
10 мин., 10-15 мин. или 15-20 мин.)
8. Релаксация (1
мин.)
9. Подведение итогов (2 - 3
мин.)
По каждой теме учащимися выполняются самостоятельные
или контрольные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный
материал. В конце каждого года проводится годовая контрольная работа по двум
вариантам, в которую включены задания практически на каждую пройденную тему.
Кроме того, в течение года (2-3 раза) для учащихся 1-х – 4-х годов обучения
проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания,
саморегуляции. (Описание тестов - в методических рекомендациях для
учителя).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
КУРСА:
- начать формирование и развитие логического мышления и пространственного
воображения в оптимальные
сроки;
- формирование алгоритмического
подхода к решению задач;
- расширение
кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения,
математического и образного мышления;
- осуществление
индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся;
- формирование представлений об информации: свойствах
информации; способах получения и передачи информации; кодировании информации; об
организации хранения информации; об единицах измерения информации и о количестве
информации.
- пропедевтика таких понятий
как моделирование, множества, массивы;
- развитие понятия алгоритма -
линейного, циклического, с ветвлением;
- формирование навыков работы с
различными исполнителями;
- формирование навыков работы
на координатной плоскости;
- формирование навыков
программирования в интегрированной среде QBASIC;
- формирование навыков работы с текстовым и графическим редакторами;