ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Анализ опыта преподавания курса информатики показывает, что этот курс можно и нужно  вводить для изучения школьниками с младших классов. Основная цель такого курса в  начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном  информационном мире.

Общеизвестен тот факт, что ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу - вот та посылка, которая была  взята в основу при разработке курса "Первые шаги в мире информатики". Ученые-психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление. Причем некоторые структуры мышления (например, логическое мышление) оптимально формировать в возрасте 5-12 лет. Поэтому авторы видят курс информатики для начальной школы (1-й – 4-й годы обучения) как развивающий курс, формирующий логическое и алгоритмическое мышление, развивающий внимание, память.

На пятом и шестом годах обучения продолжается формирование устойчивых навыков логического, алгоритмического и пространственного мышления, формируются устойчивые навыки владения клавиатурой и мышью, учащиеся осваивают текстовый редактор, интегрированную среду QBASIC и графический редактор.

Пятый и шестой годы обучения базируются на знаниях и умениях, полученных учащимися в начальной школе, но могут быть использованы и как отдельные модули в процессе обучения информатике в среднем звене.

7-й год обучения (информация, устройства  ПК, работа с символьными величинами, текстовый редактор) является логическим продолжением курса "Первые шаги в мире информатики" и включает в себя некоторые темы следующих разделов «Обязательного минимума содержания образования по информатике»: Информация; Информационные процессы; Представление информации; Компьютер; Технология обработки текста.

В состав курса входят «Уроки по LOGO», которые могут быть использованы на факультативных занятиях при изучении интегрированной среды LOGO или могут быть использованы отдельным модулем в процессе обучения информатике в среднем звене.

Курс "Первые шаги в мире информатики" рассчитан для преподавания в общеобразовательной школе с 1 по 6-й класс для учащихся, занимавшихся в начальной школе по программе 1-4, и представляет собой учебно-методический комплекс, который включает в себя:

- программную поддержку для каждой темы (ППП "Страна Фантазия" 1- 4 годы обучения) и описание

  работы с программами, интегрированную среду QBASIC, текстовый и графический редактор;

- рабочую тетрадь ученика, самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах;

-   методическое пособие для учителя.

7-й год обучения (информация, устройства ПК, работа с символьными величинами, текстовый редактор) может быть использован и как отдельный модуль в процессе обучения информатике в среднем звене. Опорный конспект 7-го обучения содержит отдельную вкладку – самостоятельные и контрольные работы в двух вариантах.

Преподавание построено в соответствии с принципами науки валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 8 - 10 минут (1-й класс), 10 - 15 минут (2 – 4-й классы), 15 - 20 минут (5 – 7-й классы) и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Примерная структура урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин.)

3. Проверка Д.З. (3 - 4 мин.)

4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10-12 мин.)

5. Физкультминутка (1 мин.)

6. Выдача Д/З с комментариями (2-3 мин.)

7. Работа за компьютером (8 - 10 мин., 10-15 мин. или 15-20 мин.)

8. Релаксация (1 мин.)

9. Подведение итогов (2 - 3 мин.)

По каждой теме учащимися выполняются самостоятельные или контрольные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В конце каждого года проводится годовая контрольная работа по двум вариантам, в которую включены задания практически на каждую пройденную тему. Кроме того, в течение года (2-3 раза) для учащихся 1-х – 4-х годов обучения проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции. (Описание тестов - в методических рекомендациях для учителя).

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

- начать формирование  и развитие  логического мышления и пространственного воображения  в оптимальные сроки;

- формирование алгоритмического подхода к решению задач;

- расширение  кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;

- осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся;

- формирование представлений об информации: свойствах информации; способах получения и передачи информации; кодировании информации; об организации хранения информации; об единицах измерения информации и о количестве информации.

- пропедевтика таких понятий как моделирование, множества, массивы;

- развитие понятия алгоритма - линейного, циклического, с ветвлением;

- формирование навыков работы с различными исполнителями;

- формирование навыков работы на координатной плоскости;

- формирование навыков программирования в интегрированной среде QBASIC;

-   формирование навыков работы с текстовым и графическим редакторами;

Хостинг от uCoz